Эмигены

Эмигены

Эмигены — многоглавые, но глупые великаны в балкарских и карачаевских вариантах нартского эпоса

Emegen — dариант написания наименования «Эмиген» латиницей
Emegen — dариант написания наименования «Эмиген» латиницей
Эмегены — вариант написания наименования «Эмигены» на русском языке

Эмигены — одноглазые великаны в балкарском и карачаевском фольклоре (своего рода родственники адыгских иныжей, абхазских адау, осетинских уаигов). Они жили в пещерах и занимавшиеся разведением коз. Злые и жестокие, эмигены отличались необыкновенной прожорливостью и особенно любили лакомиться человеческим мясом: поэтому людям, чтобы оградить себя от их нападения, приходилось вести с ними постоянную борьбу. Не отличаясь особым умом, эмигены легко поддавались обману человека, который благодаря своей хитрости часто побеждал их.

Эмигены были от одноглавых до тысячеглавых, а кровь их была ядовита. Отрубленные головы их имели свойство сейчас же прирастать к туловищу. Точно такое же свойство имели и остальные части их тела. Поэтому, чтобы лишить жизни эмигена, отрубленную часть его тела следовало немедленно сжигать. Жизнь эмигенов зависела также и от разных предметов, как, например, от оселка, черной палочки сандалового дерева или пояса, носимых ими при себе; если эти предметы человеку удавалось уничтожить, то эмиген немедленно умирал.​‌‌​‌‌​

Кроме того, эмигенам была не чужда и способность к смене облика. Так, в сказке «Черный орел» некий старый охотник спасает и отпускает на волю черного орла, который в благодарность одарил его богатством. Через некоторое время старика встречает трехголовый эмеген , от которого тот хочет откупиться своими богатствами. Эмиген отказывается от богатых даров и требует, чтобы старик выдал за него замуж свою дочь. Но старик и под страхом смерти отказывается променять свою дочь на золото и отказывает эмигену. Эмиген превращается в черного орла и выясняется, что он таким образом задумал испытать старика, что он дороже ценит: дочь или богатство.​‌‌​‌‌​

Очевидно, образ «эмигенов » испытал на себе влияние как древнегреческого фольклора (что совсем не редкость для кавказских территорий), так и тюркской мифологии. Из первой он взял циклопическую основу великана-пастуха и гидровую многоглавость, а из последней — имя. В мифологии монгольских народов (а также тувинцев) «Эмегельджи» (варианты Эмгельчи, Эмиген, Эмегельджин) — это домашнее божество типа богини-матери, покровительницей детей, их счастья и здоровья. Но все эти функции карачаево-балкарским эмиген утеряны. Он выступает только в роли великана.​‌‌​‌‌​

Источники
Мифы народов мира. В 2-х тт. — М.: Советская энциклопедия, 1980 (174)
Таказов Ф.М. Очерки по демонологии народов Северного Кавказа. Монография — Владикавказ, 2008 (511)
Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях — Нальчик: «Эльбрус», 1983 (1260)

Яндекс.Метрика

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: